Могут ли люди измениться? Конечно. Мы все с годами меняем свое поведение в том или ином отношении. Дети, поскольку они растут и развиваются, более податливы, чем взрослые, хотя некоторые дети, с сильным характером, упорнее сопротивляются перемене. Применяя формирующие приемы, вы можете содействовать тому, что процессы изменения и взросления пойдут параллельно. Формирование поведения означает, что вы подаете ребенку соответствующие сигналы и поощряете его в направлении желательного поведения. Вы формируете поведение ребенка, и его личность, естественно, тоже меняется в лучшую сторону. Основные способы формирования поведения ребенка таковы: похвала, избирательное игнорирование промахов, тайм-ауты (ненадолго поставить в угол, посадить на стул без разрешения встать); обучение оценивать последствия проступка; лишение привилегий.
Похвала — прекрасный формирующий инструмент; дети стремятся радовать вас и всегда слышать ваше одобрение в их адрес. Вы легко можете утратить меру в похвалах. Прежде всего, хвалите поведение ребенка, а не его самого. Похвалы вроде «Умница!» или «Молодец!» могут быть неправильно поняты; их лучше приберечь для дрессировки домашних животных. Подобные ярлыки слишком «отягощают» некоторых детей («Если я не поступаю хорошо, может быть, это означает, что я плохой?»). Лучше сказать так: «Ты хорошо сделал, что убрал в своей комнате». Или: «Это хороший поступок». Или же если у ребёнка есть развивающие игрушки и он отлично справился с ними, то можно сказать: «Мне нравится, как ты быстро собрал свои
Формирование похвалой — эффективный прием, если у вас есть определенная цель: определенное поведение, которое вы хотите привить ребенку. Например, вы хотите, чтобы он отвык хныкать. На первых порах вы, вероятно, будете отмечать каждое произнесенное им без нытья слово («Мне нравится твой приятный голосок»). Постепенно, по мере того как ребенок будет отвыкать от нытья, настоятельная потребность в похвалах отпадет (конечно, подкрепляющие слова предполагают обязательный повтор), и вы перейдете к формированию какого-то другого желательного поведения.