Наказание как метод воспитания применялся иногда очень широко. Воспитание старого образца включало наказание. Фактически воспитание было равнозначно наказанию. Воспитание нового образца исключает наказание. Теперь считается некорректным даже упоминать это слово в статьях для родителей.

Ребенок, которого наказывают слишком много (или слишком жестоко), слушается скорее потому, что страшится наказания или же наказывающих его, нежели из-за желания быть хорошим, которое наполняет его чувством удовлетворения. Страх и ярость становятся составными развивающейся личности. Между ребенком и наказывающими его возникает дистанция, и взаимоотношения родителей и ребенка превращаются в борьбу за власть. Порой ребенок, на чье поведение влияет только страх наказания, кажется «паинькой». «Он не настолько глуп, чтобы не слушаться. Или я его научу». В случае с этим ребенком речь идет не об уме, а о том, что ребенок уже обучен: если он будет плохо вести себя, его накажут. Под маской «паиньки» скрывается озлобленный ребенок, который готов извергнуть на вас «лаву» непослушания, как только он почувствует, что угрозы наказания не существует. Если атмосфера в доме пропитана духом наказания, страх уничтожает доверие, и ребенку предуготовано стать раздражительным, агрессивным, замкнутым и несчастным. Он также лишен возможности быть «несмышленышем», совершать ошибки и на опыте узнавать о естественных последствиях его действий. При чрезмерных наказаниях ребенок настолько запуган, что отказывается от любых шагов, которые могут быть расценены воспитателями как «плохие». Он утрачивает непосредственность; жизнь его будет очень безопасной, но ему будет недоставать здравого смысла.

Ребенок, которого наказывают слишком мало, плохо подготовлен к жизни. Дети должны знать о том, где проходят в жизни границы, а также о последствиях (психологически корректный синоним «наказания») в том случае, когда границы нарушаются. Иными словами, должны усвоить урок «если — то». Если игрок в гольф выбьет мяч с поля, то он получит штрафной. Полицейский не станет вести вежливую беседу с водителем, превышающим дозволенную скорость, но выдаст ему уведомление о штрафе за нарушение правил уличного движения. Если бы мы жили в идеальном обществе идеальных родителей и идеальных граждан, где люди в своих действиях руководствовались бы только совестью и следовали бы установленным правилам лишь потому, что так надлежит делать, в наказании не было бы необходимости. Но мы живем не в идеальном обществе, и мы люди не совершенные. Почему вы не превышаете скорость на дороге? Потому что это безопасно и разумно или потому что не хотите, чтобы вас оштрафовали? Учитывать наказание — нормально: это обычная движущая сила любого общества, а также основы общества — семьи. Действующие из лучших побуждений родители могут отказаться от наказаний, чтобы не травмировать детскую психику, но ребенок, который растет, так и не усвоив урока о последствиях своих действий, никогда не научится отвечать за свои поступки. А значит, не будет уважать власть. Однако наказание не может быть единственным инструментом, обеспечивающим послушание ребенка в стенах родного дома. Ребенок, которого редко наказывают, не выработает самоконтроля. Ребенок, которого никогда не наказывают, не привыкнет уважать внешний контроль. И в том, и в другом случае как ребенок, так и общество оказываются в ситуации риска.

Мы на опыте узнали, что наказание действительно входит в пакет разумных воспитательных мер. Привязанность как подход к воспитанию нацелена на развитие у ребенка сознательного стремления быть послушным, а также на структурирование окружающего ребенка пространства таким образом, чтобы умерить необходимость в наказании. И все же когда такая необходимость возникает, — а это неизбежно, — привязанность как подход к воспитанию поможет вам разумно применять наказание, так, чтобы ребенок научился послушанию, не становясь озлобленным или же запуганным. Наказание (соответствующее, но не жестокое) — действенная мера для воспитания детей с сильным характером, чей самоконтроль всегда может подвести их; время от времени прибегая к соответствующему наказанию, вы внушите таким детям представление о «дополнительных» границах, которое будет стимулировать их вести себя хорошо. Соответствующее наказание — это также способ заставить ребенка сосредоточиться на каком-то неверном поведении, которое привлекает ваше внимание и тревожит вас. Такая форма воспитания наиболее оправдывает себя тогда, когда отношения родителей и ребенка основываются на сильной привязанности. Заботливое окружение и родительская любовь перевесят тяжесть опыта, связанного с наказанием.

Наказание должно быть соответствующим — но главное, не жестоким. Если вы стыдите, унижаете ребенка, кричите на него или применяете телесные наказания, вы не приносите ему пользу, а только вредите. Всё это утонченная жестокость. Остерегайтесь оказывать физическое воздействие на ребенка старше трех лет — не удерживайте его от чего-то силой, а также не угнетайте его эмоционально — сердитыми взглядами или угрожающим тоном. Такие формы наказания вызывают у ребенка озлобление и обиду и не ведут к длительному исправлению поведения. Для достижения максимальных результатов заранее установите правила поведения в доме и позаботьтесь о том, чтобы ребенок знал о последствиях нарушения домашней конституции. И тогда вам не придется прибегать к суровым и несправедливым карам «на месте преступления». Неразумное наказание («Я учу тебя уже две недели!») обычно бывает необоснованным, особенно если ребенок изначально не понимает суть установленных правил или заранее не предупрежден о них. Разумное наказание, например ознакомление ребенка с последствиями его поступка, лишение ребенка особых привилегий либо применение так называемого тайм-аута в том или ином виде, приучает ребенка к установленным в его окружении правилам и нацелено в конечном итоге на выработку у ребенка некоего внутреннего свода правил.