Будьте образцом воспитанности. В возрасте от двух до четырех все, что ребенок слышит, то ребенок и говорит. Пусть ваш ребенок слышит как можно больше ваших «пожалуйста», «спасибо», «простите», которые вы произносите, ежедневно общаясь с людьми. Обращайтесь к вашей маленькой личности столь же вежливо, сколь и ко взрослым. Пусть ваш ребенок уловит стиль приятной речи.

Приучайте детей обращаться к другим по имени. Обращаясь к кому-то из наших детей, мы всегда намеренно начинаем с имени ребенка: «Максим, мы сейчас зайдем в магазин, и будим покупать наборы для шитья мягких игрушек и подушек . Давай ты будишь вести себя хорошо? ты не мог бы сделать это для меня?». Максим знает как важен для меня этот магазин, ведь они сотрудничают не только с оптовиками но и продают наборы для рукоделия в розницу. Раньше оптовые продажи были только для частных предпринимателей, теперь стало доступно и для рукодельниц, которые берут материалы для себя. Осознавая что для мамы это столь важно, ребенок с удовольствием выполнит вашу просьбу.
Наши дети подхватили эту привычку любезности в обращении и, разговаривая с нами, начинают фразы со слов «папа» и «мама»: «Папа, можно я» Или: «Мама, не могла бы ты» У нашего сына Макса, которому сейчас девять, все эти речевые приемы стали частью его «социальной» личности. Максим усвоил, что если он выберет подходящий момент подойти ко мне, заглянуть мне в глаза или коснуться моей руки и, обращаясь ко мне, произнести: «Папа пожалуйста» либо «Можно я», — он добьется почти всего, чего хочет. Даже если я знаю, что со мной хитрят, я куплюсь на вежливость. Бывает, что Макс не получает того, о чем вежливо просит, но я неизменно признаю его воспитанность.

Не навязывайте хорошие манеры. Умение пользоваться языковыми средствами — своего рода роскошь, к нему нельзя принудить. Да, вполне допустимо изредка поманить ребенка побудительной фразой «Скажи «пожалуйста»!» — прежде чем вы выполните его просьбу, но не превращайте ситуацию в дрессировку домашнего животного, настаивая на «волшебном слове», без которого ребенку не получить от вас того, что он хочет. Ребенок, возможно, пресытится этим вежливым словом, прежде чем поймет, что оно значит. Если вы напоминаете детям про «пожалуйста», то пусть ваше наставление относится к формированию навыков воспитанной речи — не требуйте слова «пожалуйста» в обмен на то, что дети просят у вас. Старайтесь, чтобы дети слышали как можно чаще вашу вежливую речь. Обучая ребенка, вы можете даже перейти меру: это не страшно — тем скорее ребенок схватит суть. «Псяста», раздающееся из ротика, растянутого в улыбке, свидетельствует о том, что ребенок уже уверен в своей способности вступать в общение.

Поправляйте ребенка вежливо. Как тренер по футболу малой лиги я научился вежливо устраивать разнос своим подопечным. Когда ребенок плохо играет (что можно ожидать), я не мечу громы и молнии, подобно темпераментным тренерам, которых вы видите на телеэкране. Нет, я управляю своим голосом, смотрю ребенку в глаза и держу руку у него на плече, пока отчитываю его. Мой язык тела свидетельствует о том, что я поправляю ребенка, заботясь о нем, не потому, что утратил власть над собой. Моя вежливость показывает ему, что я его ценю и хочу, чтобы он научился на своих ошибках и стал лучше играть. Ребенок прислушивается ко мне. Надеюсь, этот самый игрок не будет отступать от сих бесхитростных манер «полевого» образца, когда сам станет тренером.

Вы не задавались вопросом, почему некоторые дети подчеркнуто вежливы? Главная причина в том, что ребенок воспитывался в окружении, где была принята вежливость. Однажды я наблюдал, как одна семы заходила в гостиницу. Отец взглянул на своих сыновей, пяти и семи лет сказал: «Ну-ка, парни, придержите дверь — пусть войдет леди». Что «парни» и сделали. Я спросил его, почему его дети так хорошо воспитаны. Он ответил: «Мы требуем этого».