Дети проходят этапы нравственного развития, однако, в отличие от физического роста, нравственное развитие возможно только благодаря родительской поддержке. Для того чтобы ребенок стал морально устойчивой личностью, ему необходимо иметь устойчивую опору на каждом из этапов роста.

Этап 1 — младенчество. Младенец не способен рассуждать о нравственности, разве что он различает благостность и дискомфорт, которые он испытывает. Проведя девять месяцев в материнской утробе всегда сытым, он является в наш мир с ожиданием, что забота о нем будет продолжаться. Никогда прежде не испытывавший голода, новорожденный ощущает, что голод — это плохо, потому что голод причиняет физические страдания. Не знавший, что такое остаться без внимания, решит, что быть в одиночестве — это плохо, потому что одиночество вселяет страх. Никогда не остававшийся вне связи, ребенок будет считать, что отторжение — это плохо. Находиться на руках, возле груди, получать отклик — это хорошо! Младенец ощущает себя центром мира, и на этом этапе у маленького ребенка возникает чувство благополучия, которое он отождествляет с «нормой».

Этап 2 — «ходунковый» возраст. К полутора годам у ребенка развивается ощущение «иного». Ходунки узнают, что в «их» мире живут другие люди, что у других тоже есть потребности и права. В родном доме существуют некие «правила», и ребенку следует научиться жить согласно этим правилам, что его огорчает. Ребенок еще не имеет способности судить, что хорошо, а что плохо; его пока направляют другие, и такое руководство извне противоречит его внутреннему побуждению делать то, что хочется. Ребенок еще не способен понять, что он причиняет кому-то боль, когда бьет кого-то. Бить — это «плохо», но только потому, что так говорят ему родители или же потому, что они наказывают его за такие действия. В зависимости от способа, которым родители внушают ребенку то, как он должен себя вести, ребенок привыкает думать, что послушание — это норма.

Этап 3 — дошкольный возраст (три-семь лет). Этот этап связан с важнейшим поворотным моментом в нравственном развитии ребенка: ребенок начинает усваивать ценности семьи (процесс интернетизации). То, что имеет значение для родителей, теперь имеет значение и для него. Шестилетний ребенок может сказать своему товарищу: «В нашей семье мы» И речь пойдет о нормах ребенка. Как только эти нормы станут составной «я» ребенка, он будет руководствоваться в своем поведении этими внутренними правилами, впрочем, ему потребуются, конечно же, частые напоминания со стороны родителей и «закрепление» усвоенного. Позже на этом этапе дети начинают понимать суть золотого правила и уже учитывают последствия своих поступков для других людей, а также то, что у других тоже есть права и свое мнение; дети учатся поступать обдуманно. Дети трех-семи лет ждут, что ими будут руководить те, кто умнее их.

Они уже знают, чем роль «ребенка» отличается от роли «взрослого», и нуждаются в зрелом поведении взрослых. Дети понимают, что такое последствия, и способны устанавливать причинно-следственную связь «если — то»: «Если я плохо себя веду, то вот что случается». «Привязанный» ребенок ведет себя хорошо, потому что в течение нескольких лет он получал от родителей наставления положительного характера. Лишенный привязанности ребенок может поступать по принципу: «Все, что я делаю, хорошо, пока меня не поймали».

Этап 4 — от семи до десяти лет. Дети начинают задаваться вопросом, а действительно ли родители и учителя непогрешимы. Возможно, последние и не подозревают об этом. Дети чрезвычайно уважают этих взрослых, справедливых и знающих, как осуществлять руководство. Авторитет, власть — вовсе не угроза для ребенка: они необходимы для того, чтобы регулировать жизнь общества. Дети верят, что им надо слушаться родителей. Дети школьного возраста также считают, что, если кто-то нарушает какое-то правило, им должны указать, их должны поправить. Эти «надо» и «не надо» столь крепко усвоены детьми, что порой делают из них ябед.

Дети в возрасте семи-десяти лет имеют четкое представление о справедливости, понимают необходимость правил и стремятся сами участвовать в выработке правил. Дети уже считают, что у них тоже есть право на свое мнение, и они начинают выбирать полезные для себя ценностные ориентиры. «А что в этом для меня?» Вот каким соображением руководствуются дети на описываемом этапе. Родители могут обратить это чувство справедливости и стремление к равенству, проявляющиеся у детей, к своей выгоде. «Хорошо, я отвезу твоих друзей в парк, если ты поможешь мне с домашними делами». Ребенок считает уместной такую тактику взаимных уступок. На описываемом этапе дети также усваивают некоторые религиозные представления и проводят различие между теми, которые означают что-то для них, и теми, в которых они не видят смысла. Так же, готовы следить за свои здоровьем. Понимая, что если они не будут чистить зубы каждый день, то это им грозит проблемами с зубами. Конечно маленьким детям  стоматология под наркозом не грозит, ведь зубы молочные и сильной боли быть не может, но не смотря на это, дети могут трепетно относится к свои зубам, дабы не попасть в кабинет стоматолога.

Этап 5 — предподростковый и подростковый возраст. Дети этой возрастной группы стремятся завоевать всеобщее признание. Они очень ранимы и болезненно реагируют на давление сверстников, для них большое значение имеют ценностные ориентиры сверстников. Продолжая выбор подходящих им ценностей, дети могут, поколебавшись, обратиться к иной системе ценностей,чтобы проверить, какая лучше для них. Ребенок этого возраста уже рассуждает о реальных ценностях и проявляет интерес к тому, что полезно для общества. И теперь родители для детей — скорее, советчики, чем власть, которой надо повиноваться.

Нравственное развитие личности от поры младенчества до вступления во взрослую жизнь проходит несколько стадий: сосредоточенность на своем «я» («Это хорошо, потому что мне от этого хорошо») сменяется сосредоточенностью на других («Это хорошо, потому что так поступают в нашей семье»), а затем настает черед абстрактных моральных рассуждений («Это хорошо, потому что это действительно хорошо»).