Образец — это пример для подражания; пример может быть как хорошим, так и плохим. В ранние годы дети абсолютно зависимы от воспитателей, открывающих им мир. Ваши нормы автоматически становятся их нормами, потому что они впитывают как губка все, с чем сталкиваются в своем окружении. Они не выносят самостоятельных суждений относительно правильности или неправильности действий. Конечно, когда ребёнок совсем маленький с симптомами первых незначительных болезней, как например желтушка у новорожденных , вопросы нравственности и примера подражания его не интересуют. Но когда он становится немного старше всё кардинально меняется. Даже если вы совершаете что-то, что прежде охарактеризовали для них как неправильное действие, — например, вы бьете кого-то, — дети считают, что вы правы в своих действиях и что человек, которого вы ударили, заслужил это. Все, что совершают у них на глазах родители, все, что они слышат от родителей, — правильно, и дети хранят эти образцы поведения в своем восприимчивом уме как нечто, достойное подражания.

Ребенок старше шести-семи лет начинает судить о том, какие образцы достойны подражания и включения в рамки его личности и от каких следует отказаться как от угрозы для собственного «я». Это означает, что родители должны «насытить» здоровыми образцами своих детей в дошкольные годы, наиболее благоприятные, для того чтобы дети смогли разбираться в образцах, с которыми столкнутся позже.

Предоставлять здоровые образцы не означает быть идеальными родителями: каждый время от времени разражается гневом. Общая модель вашего поведения — вот что становится главным для ребенка, а не случающиеся у вас промахи. Если ваш ребенок видит, что вы делаете что-то неправильно, есть способ извлечь моральную выгоду из ситуации. Например, вы вышли из себя и разразились бранью. Ваша жена и ваш ребенок шокированы, обижены. Вместо того чтобы метать громы и молнии, сядьте, сделайте глубокий вдох и скажите им, что вы очень сожалеете о произнесенном вами. Вы преподадите ребенку урок: да, людям свойственно ошибаться, но они также отвечают за свои ошибки и исправляют их.

Вы показываете образец того, как надо жить, самой своей жизнью. Все, что вы делаете на глазах у ребенка, он сравнивает с вашими словами и задумывается: насколько серьезно мама и папа соответствуют тому, что говорят. Дети очень чувствительны к лицемерию. Если ваши дела расходятся с вашими словами, дети привыкнут не доверять вам. Даже пустяки отпечатываются в маленьких умах. Ребенок видит дорожный знак, где указана предельная скорость — 55 миль в час, — и переводит взгляд на спидометр в вашей машине, показывающий 75 миль в час. Это приводит в замешательство ребенка, который старается понять, что хорошо и что плохо. Случай отсылает к ситуативной этике, основанной не на том, что хорошо и что плохо, а на том, что удобно и целесообразно. Ребенок усвоит тот образ жизни, который вы демонстрируете ему сами — в обстановке домашней повседневности. Вы побуждаете ребенка следовать вашему примеру независимо от того, достойный перед ним образец или недостойный.

Помимо предоставления здоровых образцов в стенах родного дома, фильтруйте внешнее воздействие, которое может оставить в уме ребенка вредные образцы. К «внешнему воздействию» я отношу приходящих нянь, соседей, воспитателей дошкольных учреждений, детей старшего возраста и телевизор. Когда-то значимыми в жизни ребенка фигурами были в основном члены его большой семьи, но в современном динамичном обществе перед ребенком возникает более широкий выбор образцов. Воспользуйтесь такой ситуацией и постарайтесь ввести в окружение ребенка как можно больше значимых для него людей, которые покажут ему здоровый пример; тем самым вы уменьшите возможность дурного влияния на ребенка.