Уделяйте внимание эмоциональным потребностям ребенка-ходунка и учитывайте ступень развития, которую он преодолевает: это ваши первые шаги в деле воспитания ребенка, начинающего ходить. Если вы понимаете, как и почему поступают ходунки, вам будет легче проявлять терпимость к поведению ребенка, которое не следует исправлять, в отличие поведения, к которому не следует проявлять терпимость.

Когда ваш ребенок пошел, он «в законном порядке» становится ходунком. Это событие, а также прочие вехи в его умственном развитии и в приобретении им двигательных навыков ставят перед вами новый ряд задач. Ваша роль воспитателя ширится, и вы уже не просто кормилица или кормилец у которого недавно была свадьба под ключ с гостями и свадебным путешествием, теперь вы должны позаботиться о безопасности окружающей среды, где ходунок занят исследовательской деятельностью и приобретением навыков. Смотрите реально на поведение ходунка: для него норма — быть любознательным, неуемным, упорным, преодолевать маленькие жизненные неудачи, вставать после падения и делать новую попытку. Ходунок также начинает видеть в себе существо, стоящее отдельно от мамы. А это одновременно приятно волнует и пугает.

Уроки, которые усваивает «привязанный» ребенок на первом году жизни, помогают ему справиться с двойственностью этой ступени развития. Ребенок начинает преодолевать «ходунковую» ступень с верой в себя, с доверием к своим воспитателям, а поэтому наблюдается равновесие в том, что и как он делает. Его действия целенаправленны, поэтому за ним интересно следить. «Привязанная» мать «читает» своего ребенка, будто книгу, и знает, что будет на следующей странице. Такая мать находит особые способы направлять поведение ходунка.

Предлагайте иные ориентиры. В уме маленького ребенка содержатся сотни словесных ассоциаций. Одна из ассоциативных моделей, которую мы занесли в дневник развития Димы, была такой: когда я говорил Диме в год и четыре «Идем!» — он хватался за шарф-слинг и топал к двери. Мы использовали эту его способность к ассоциативному мышлению для отвлечения внимания: если мы замечали, что Дима вот-вот набедокурит, мы говорили: «Идем!» Этого сигнала было достаточно, чтобы переориентировать его ум и действия. Мы составили целый перечень слов-сигналов, которые можно было использовать в качестве «новых ориентиров» («мяч», «кошка», «идем» и т. д.). Конечно же, вам надо подкрепить делом то, что вы предложили ребенку: отправиться с ним на прогулку, поиграть в мяч, пойти искать кошку. Иначе ребенок не станет доверять вам, и вы лишитесь полезного инструмента воспитания. Ходункам от года и двух месяцев до полутора лет требуется много активных занятий в качестве «приманки». Ребенок старше полутора лет уже прислушается, если вы скажете: «Не сейчас. Может быть, позже».

Наша волевая Вика в год и пять месяцев однажды упрямо рвалась в соседнюю комнату, чтобы найти маму, пытавшуюся там писать. Я протянул руку, стараясь удержать девочку, но она сердито оттолкнула мою руку и закапризничала. Я решил обратить все в игру. Вместо того чтобы силой удерживать Вику, я позволил ребенку шлепать по моей руке, когда я задерживал упрямицу. Потом из этого вышла игра «Дай пять!». Потом, — а девочка продолжала отталкивать мою руку, — я брал ее ручонку, тянул к своему лицу и заставлял погладить мне усы, и тогда Вика начинала смеяться. Вскоре малышка забыла о своем намерении отправиться в другую комнату и решила, что лучше остаться и поиграть с папой. Да, потребовалось время и дополнительные усилия, чтобы отвлечь Вику, но наши отношения не разладились. Вместо того чтобы давить своей отцовской властью на дочь, я в действительности укрепил наши отношения. Чем настойчивее ребенок, тем изобретательнее должен быть родитель в поисках способа исправить нежелательное поведение ребенка.