Из-за неправильных советов некоторые матери нуждаются в «перепрограммировании», с тем чтобы инстинктивно откликаться на потребности детей. Проделайте такое упражнение: при звуках детского плача (неважно, ваш ребенок плачет или чужой) проанализируйте свой первый эмоциональный отклик. Тревожит ли вас плач, пробуждает ли неодолимую потребность взять ребенка на руки и ласково успокоить его? Или же детский плач оставляет вас равнодушной: «Не позволю младенцу управлять мною». Если у вас нет потребности приголубить плачущего ребенка, вас ждут проблемы в деле воспитания, и вам надо побольше узнать о нуждах маленьких детей на сайте для девушек о материнстве и переосмыслить родительский долг самоотдачи.

Одна женщина перед родами, беспокоилась о том, сможет ли она быть хорошей матерью. Я поинтересовался, что она чувствует, когда слышит, как плачет ребенок. Она ответила: «Я просто не могу позволить ребенку плакать. Я так бы и кинулась к нему, взяла бы его на руки. Меня волнует то, что некоторые матери не обращают внимания на своих плачущих детей». Я заверил эту женщину, что она, скорее всего, будет хорошей матерью, потому что у нее есть необходимая чуткость. Плач тревожит чутких женщин и мужчин — тоже. Плач «предусмотрен» для того, чтобы тревожить нас.

Развивающийся мозг младенца можно уподобить милям спутанной электрической проволоки. Это нейроны, или нервные клетки. На конце каждого нейрона имеется пучок : микроскопических волокон, предназначенных для сцепления с другими нейронами и создания проводящих путей. Речь идет об одном из способов, которыми мозг формирует паттерны (модели) ассоциаций — привычки, приемы действия и мышления, — иными словами, организуется. Родительская привязанность приводит поведение ребенка в равновесие, являющееся регулятором не только физиологии ребенка, но и накапливающихся в активе психических процессов. Короче говоря, родительская привязанность способствует тому, что в развивающемся мозге устанавливаются правильные связи.

Ребенку без привязанности грозит плохая организация нервных проводящих путей, особенно если ребенок родился с мозгом, уровень неорганизованных проводящих путей которого ниже среднего. Такой ребенок, весьма вероятно, в дальнейшем обзаведется проблемами в поведении вроде гиперактивности, повышенной отвлекаемости и импульсивности, характерными для одной из широко распространенных «болезней» роста (впрочем, теперь ей подвержены и взрослые): мы говорим о расстройстве, именуемом «дефицит внимания — гиперактивность». Период наибольшего роста человеческого мозга приходится на первые три года жизни ребенка. Влияет ли степень привязанности, привычной для ребенка в эти формирующие его годы, на поведенческие модели, то есть на проводящие пути в его формирующемся мозге? Мы считаем, что это так, и к тому же думаем, что вскоре ученые докажут: многие впоследствии возникающие проблемы в поведении детей и взрослых на самом деле есть следствия изначальной дезорганизации мозга, которые можно предотвратить.