«Подрастет — отвыкнет» — вы нередко слышите эти слова, так ведь? Отчасти справедливые, на самом деле эти слова — отговорка тех, кто не беспокоится об исправлении поведения детей потому, что плохо понимает, что такое развитие ребенка. Рост и развитие детей привыкли отождествлять с одеждой разных размеров. Ребенок вырастает из своей одежды и меняет ее на одежду большего размера, более удобную. В действительности все не так просто. Переходя на более высокую ступень развития, дети не всегда отказываются от поведения, свойственного предыдущей ступени. И дурное поведение, не исправленное на какой-то ступени, сохранится на последующей. С другой стороны, не придавайте особого значения случаям, когда ребенок покажет себя либо паинькой, либо отчаянным озорником. Возможно, это «одноразовая» экипировка, которую ребенок примерит и отбросит как не подходящую по размеру.

Возрастное поведение ребенка можно сравнить с подъемом на лифте в spa в москве или универсальном магазине. Двери лифта открываются, и на каждом этаже из него выходят двое ребятишек, чтобы подыскать себе то, что им нужно. Одному ребенку никто не помогает. Он идет, куда ноги ведут, хватает, что в руки попадет, натягивает это на себя и возвращается к лифту, чтобы подняться на следующий этаж. А там обнаруживает, что под обновками на нем осталась старая одежда, новая же — не совсем ему впору. Но он продолжает подниматься выше и выше; то одно нацепит на себя, то другое, и все более обремененный ненужным багажом самостоятельно перебирается с этажа на этаж. Вскоре он уже сгибается под тяжестью одежды, которую надо было снять, прежде чем надевать другую. Наконец в поднимающемся лифте уже не остается места для обновок.

Другой маленький покупатель получает помощь мудрого и опытного воспитателя. Этот воспитатель повидал уже немало ребятишек, выходивших из лифта, и знает их потребности. «Давай я помогу тебе примерить что-нибудь новенькое, — предлагает он ребенку и добавляет: — Только нам надо решить, что делать с твоей старой одеждой. Кое-что на тебе отлично сидит: оставь это на себе — полезные вещи. Давай избавимся от того, что уже не годится, чтобы ты смог надеть то, что больше тебе подходит». Ребенок, сопровождаемый воспитателем, поднимается с этажа на этаж не только в одежде, которая как раз по нему, но и не обремененный лишним багажом, который бы затруднял его продвижение вверх.

От какого поведения дети, когда подрастут, откажутся сами, а какое требует вашего внимания? Поведение, связанное с определенными потребностями и задачами, или ограниченные способности, объяснимые определенной ступенью развития, наверное, сами собой будут скорректированы со временем. Это касается, например, привычки ходунка держать большой палец ворту, привычки двухлетнего ребенка противоречить вам, застенчивости четырех-пятилетнего ребенка в присутствии посторонних. Поведение, вполне понятное в определенном возрасте, но действительно дурное, следует исправлять. Не допускайте, например, чтобы ребенок бросал еду, сидя на своем высоком стульчике, чтобы дразнил собаку, живущую у вас в доме, чтобы проявлял агрессивность к вам, родителям. Дети нуждаются в установлении границ, которые способствуют тому, что они растут вежливыми, предупредительными и заботливыми. Ваша родительская обязанность — научить детей самоконтролю, с помощью которого они легче осуществляют переход с одной ступени развития на другую.