На каком-то этапе воспитания вы, возможно, придете к мысли, что вашему ребенку следует пообщаться с другими детьми, у которых другие ценностные ориентиры, и тогда ваш ребенок сможет ориентироваться самостоятельно. Да, на словах это хороший план, но, увы, не осуществимый наделе. Это все равно что отправить в море корабль без капитана, стоящего за штурвалом, да и без штурвала. Лишь по счастливой случайности такой корабль достигнет места назначения. Дети слишком дороги нам, чтобы предоставлять их воле случая.

Вооружите ребенка против тех, кто способен повредить его самооценке. Благодаря родительской привязанности как подходу к воспитанию ребенка первых трех лет жизни, а также сохранению связи с ребенком в дальнейшем вы обеспечиваете ему прочную опору в виде вашей шкалы ценностей, куда входят представления о доме, семье, межличностных отношениях. У вас полностью здоровый ребёнок который не страдает заболеванием системы крови и у него нет раздражительности, сонливости и утомляемости. Анемия у детей кстати стала очень частым заболеванием у детей в последнее время, но сейчас не об этом. Вернемся к вашему ребёнку, ведь у него развивается чувство нравственной ответственности за свое поведение, то есть совесть, он также проникается уважением к родительской мудрости и поэтому может вступить в джунгли улицы, не подвергая себя риску быть «живьем съеденным». Такой «привязанный» ребенок оснащен необходимыми орудиями, чтобы проложить себе дорогу и держаться ее. Даже если ребенок несколько увлечется и свернет в сторону — а такое бывает почти со всеми детьми, — он сумеет вернуться на дорогу.

Отбирайте ребенку друзей, по крайней мере, до десяти-двенадцати лет. Шкала ценностей и самооценки у ребенка формируется под влиянием значимых лиц в его жизни — близких, учителей, тренеров, религиозных руководителей, начальников скаутских отрядов и друзей. Дело родителей — не допускать дружбы ребенка с теми, кто портит его, и поощрять отношения, которые способствуют формированию достойного характера у ребенка. Зорко наблюдайте за друзьями ребенка. Сначала позвольте ему самому выбрать друзей и проверьте их. Выясните воздействие совместной игры на ребенка. Какое у него настроение после игры? Он доволен или же расстроен? Подходят ли дети друг другу? Объединяя пассивного ребенка с сильной маленькой личностью, вы поступаете правильно, но только если ребенок с сильным характером подталкивает вашего ребенка вперед, а не подавляет его. Чаще всего «привязанные» дети разумно выбирают себе подходящих товарищей по игре — выбирают самостоятельно. Учитывая его особенности, полезно формировать характер ребенка целенаправленно, то есть способствовать его общению с подходящими сверстниками. Некоторые группы детей, кажется, естественным образом хорошо взаимодействуют. Если же в той группе, к которой принадлежит ваш ребенок, не все в порядке, вмешайтесь. Марта как мать, контролирующая своих детей, много лет назад выручила из беды одного нашего ребенка, которого запугиванием и шантажом вынудили красть деньги у нас. Местный малолетний рэкетир был пойман благодаря тому, что Марте показались подозрительными некоторые телефонные звонки, и однажды она подслушала такой телефонный разговор. Наш семилетний сын был перепуган до потери рассудка и испытал великое облегчение, когда мы вмешались.

Представление о самом себе складывается у маленького ребенка в стенах родного дома и под воздействием воспитателей. Шестилетний ребенок уже оказывается под возрастающим воздействием сверстников. Чем глубже корни сформировавшейся дома у ребенка уверенности, тем лучше он оснащен для общения со сверстниками, для общения, которое будет укреплять его самооценку, а не вредить ей. Такой ребенок знает, как держаться с ровесниками, которые делают совместную игру интересной, а также с теми, от которых одни неприятности. «Привязанные» дети лучше оснащены для адаптации в разном окружении с принятыми там разными правилами поведения (дом, квартал, дедушки и бабушки, дошкольные учреждения). Здоровое социальное развитие предполагает, что ребенок прежде всего обязательно удовлетворен собой, а уже потом он может вступать в удовлетворяющие его отношения с другими.