Нанесение физических ударов — не единственный способ переступить черту и опуститься до жестокого обращения с детьми. Все, что мы говорим о физическом наказании, относится и к эмоциональному (словесному) наказанию.

Брань и обзывание могут повредить ребенку еще сильнее — в плане психики. Эмоциональная жестокость бывает очень утонченной и даже, казалось бы, оправданной — это жестокость «из лучших побуждений». Добиваться угрозами послушания от ребенка — значит пробуждать в нем наихудший для него страх, что его бросят. («Я ухожу, если ты не хочешь слушаться».)

Часто угроза бросить подразумевается (например, вы удаляетесь от ребенка, давая ему понять, что не выносите его присутствия), или же в ваших действиях кроется угроза эмоциональной связи (вы говорите своей дочери, что разлюбите ее, отказываетесь разговаривать с ней, говорите, что она не достойна вашей любви, если огорчает вас).  А ведь шрамы в душе остаются и тогда, когда физические уже сошли. На эту тему написано очень много статей как отечественными так и иностранными детскими психологами. Существуют даже переводы иностранных статей которые заверены в  бюро удостоверенных нотариально переводов , для того, что бы эти статьи можно было использовать в практике обучения и воспитания детей.

Наказание как частная практика — это процесс, идущий по нарастающей. Сначала вы «немножко» побьете ребенка, потом Где вы остановитесь? Ходунок добрался до вазы, которую ему запрещено трогать. Вы бьете его по рукам, напоминая ему о запрете: не прикасаться к тому, к чему нельзя прикасаться. Он вновь тянется к вазе; вы сильно бьете его по рукам. Отдернув руки, он спустя время вновь хватается за дорогую бабушкину вазу. Вы уже больно бьете его по рукам. Но вы затеяли игру без победителей. Вопрос теперь стоит так: что сильнее — воля у вашего ребенка или удар вашей руки? Теперь речь уже не о том, чтобы ваза оставалась вне досягаемости ребенка. И что вы станете делать? С каждым разом бить по рукам мальчика сильнее и сильнее, пока руки у него не заноют настолько, что он будет «слушаться Опасность телесных наказаний прежде всего в том, что вам, возможно, покажутся необходимыми более внушительные карающие орудия: ваша ладонь может сжаться в кулак; полотенце вы со временем замените ремнем; свернутая трубочкой газета уступит место деревянной линейке. Невинные, казалось бы, вначале шлепки поведут к по-настоящему жестокому обращению с ребенком. Физические наказания предрасполагают к жестокости. Родители, поддавшиеся искушению шлепнуть ребенка, обречены утяжелять кару, и, главным образом, потому что не научились иным методам воздействия; они сразу же переключаются «в режим» наказания, как только ребенок проявляет непослушание.