Дети могут выйти из себя, реагируя (скорее, чрезмерно реагируя) на мелкие жизненные неудачи. На то они и дети. Всякие «мелочи» представляются им значительными.
Не вынуждайте ребенка сдерживать чувства. Когда ребенок расстроен, дайте ему время и возможность выразить чувства. Удержитесь от раздражения, не выносите своих суждений, не обращайтесь к логике. Ребенок не в том состоянии ума, чтобы правильно воспринимать вашу реакцию. Порой дети выражают себя таким образом, что вы теряете всякое терпение и останавливаете их, не раздумывая, по инерции. Если вы «сигналите» ребенку, что он должен сдерживать свои чувства, ребенок решит, что вам безразличны его эмоции, и подавит их. Это ситуация обоюдного проигрыша. Ребенок утрачивает умение выражать себя, а вы делаетесь черствыми родителями, чей ребенок не может на них рассчитывать. Родители и ребенок отдаляются друг от друга.
Избегайте так легко срывающихся с губ реплик, которые вынуждают ребенка замкнуться:
- «Прекрати реветь!»
- «Ничего страшного с тобой не случилось».
- «Ты ведешь себя как маленький».
- «Не надо так сильно расстраиваться!»
- «Какая ерунда!»
- «Не надо тебе никакой повязки — что тут бинтовать!»
- «Не надоедай мне!»
- «Ты вовсе не замерз (не голоден, не хочешь пить и т.д.)».
Вместо этого старайтесь помочь ребенку разобраться в его чувствах:
- «Ты плохо себя почувствовал, да?»
- «Ты, должно быть, разозлился».
- «Ой! Тебе, наверное, больно».
- «Ты расстроился?»
- «Какое удовольствие!»
- «Тебе это было действительно неприятно, верно?»
- «Конечно же, было очень больно, если у тебя ссадина на коленке».
- «Я уверен, что ты чувствуешь себя отлично».
Начиная с шести лет ребенок способен в большей мере отвечать за гармонию в отношениях с близкими. Его уже даже может заинтересовать