Является ли привычка важностью — угрожает ли она ребенку в физическом либо социальном смысле — или же это неважность, которую лучше проигнорировать? Привлекая внимание ребенка к неважности, вы рискуете тем, что она только укоренится, а возможно, и сменится важностью. Если это неважность, сосредоточьтесь на условиях, провоцирующих эту привычку, а не на ней самой, и тогда вы предотвратите ее превращение в важность. Но если это важность, призовите ребенка последить за собой. Привычки принадлежат ему, и только он может порвать с ними. Обсудите привычку с ребенком. Поинтересуйтесь, мешает ли она ребенку, и если да, то каким образом.

Если вы решили, что привычку следует устранить, обратите внимание ребенка на нее и привлеките его в союзники — противодействуйте привычке сообща. Обсудите с ребенком вопрос о том, почему ему лучше избавиться от этой привычки, а также — что именно вы вместе можете сделать, чтобы искоренить ее. Поощряя ребенка в процессе отвыкания, вы тем самым будете его стимулировать.

И не забывайте, что маленькие обезьянки видят, то они и повторяют. Проанализируйте привычки значимых в жизни ребенка людей, а в частности в семье. Не грызете ли вы сами ногти, не причмокиваете ли губами, не постукиваете ли ногой и не оставляете ли пустую кружку возле компьютера когда узнавали какая погода в кривом роге ? Мама Лена привела на консультацию Андрея, потому что он дергался. Углубившись в историю семьи, мы узнали, что дядя Миша тоже дергался, и бабушка, и мама. Этому не придавали особого значения. Сходило за фамильную причуду. Поскольку Андрея не тревожили его подергивания и его не дразнили из-за этой привычки, мы решили, что не обращать на нее внимание — лучшая терапия Разве что взрослому Андрею будет неудобно из-за этой привычки на людях.