Задача, стоящая перед вашим ребенком на возрастном этапе 2 3 года, — приобрести общественные навыки: научиться совместной игре, считаясь с потребностями и чувствами других. Ваша же задача как воспитателя — позаботиться об условиях, которые позволяли бы ребенку развивать общественные навыки. Эта задача предполагает, что вы выберете подходящих ребенку товарищей по игре, будете улаживать ссоры детей и, в случае необходимости, поищите для ребенка детский сад или другое дошкольное учреждение, где ему было бы хорошо. Когда ребенок отдаляется от вас как первого товарища по играм, но играет уже не в одиночку, а в группе сверстников — это плюс не без своих минусов. Положительная сторона этого этапа в том, что ребенок развивается и приобретает нужные навыки в среде ровесников. Отрицательная сторона в том, что он может набраться дурных привычек. Ваше наиважнейшее дело воспитателя — позаботиться о наиболее благоприятной среде для социального развития вашего двух-трехлетнего ребенка.

Привитие воспитанности. Дети двух-трех лет уже могут обучаться приличным манерам. Важно разбираться в том, насколько ваш ребенок развит в умственном и эмоциональном отношении, и тогда вы поймете, какая мера воспитанности ему по плечу в его возрасте. Настоящая вежливость и умение делиться приходят вместе со способностью понять, как мыслят другие люди, и умением оценить чужую точку зрения. Такой уровень понимания редко бывает доступен детям в возрасте до пяти лет. Кроме того, дети до пяти мыслят конкретно и не способны обобщать. Вы можете научить вашу дочурку благодарить бабушку, когда та дает ей печенье. Однако девочка, вероятно, будет без подсказки благодарить только бабушку, но не вас, когда будет получать от вас печенье. К пяти годам ребенок научится обобщать и поймет, что сказать «спасибо» следует всякий раз, когда кто-то дает ему что-нибудь. Тем не менее полезно прививать ребенку привычку к вежливости, когда его ум лишь начинает развиваться, пусть даже ребенок будет вежливым, главным образом, ради того, чтобы заслужить одобрение родителей и получить желаемое. Ребенку проще уяснить себе значение приличий, если они уже закрепились у него в поведении, вошли в привычку.

Дети обучаются вежливости на вашем примере — на том, насколько вы вежливы с ними. Аня в свои два с половиной года усвоила, что если она прибавляет к просьбе слово «пожалуйста», то оно обеспечивает ей очень благожелательный и обычно положительный отклик. Двухлетки быстро разбираются в магии общения и заучивают магические формулы, делающие их жизнь приятнее. Требуйте от малышей вежливости по отношению ко взрослым и к другим детям, показывайте в этом пример, однако не забывайте, что способность двухлеток ко взаимодействию с другими еще ограничена.

«Я сам» . Да, ваш ребенок может что-то сделать и сам ну, при незначительной дружеской поддержке. Конечно профессиональная раскрутка сайта в google ему совсем не по зубам, но что-то ребёнок в этом возрасте уже умеет. Приготовьтесь к тому, что это нормальная демонстративная самостоятельность ярко проявится у ребенка между двумя и тремя годами. Воспользуйтесь возникающей возможностью развить у ребенка чувство ответственности и способность самопомощи. Когда вы можете себе это позволить, не жалейте времени и дайте малышу наконец самому надеть на свою ножку ботиночек. И тогда в случае спешки вы можете без всяких угрызений совести деловито сказать: «Не в этот раз. Мама торопится».

Вот что говорит мама Вика: «Помню, как Аня в два с половиной, видя, что ее брат, которому четыре с половиной, вскочил с сиденья и самостоятельно выбрался из машины, тоже решила, что обойдется без моей помощи, — раз ремень безопасности уже отстегнут. Она вознамерилась сменить заведенный порядок, однако не предупредила меня заранее. Я потянулась к ней, но она сжалась и громко запротестовала против того, чтобы я вытащила ее из машины: «Нет сама!» Инстинктивно я поняла, что непослушание здесь ни при чем. Это было первое проявление самостоятельности у нее. Я бы гораздо быстрее высадила детей из машины, подхватив, как обычно, девчушку, но я запаслась терпением и призвала чувство юмора: я наблюдала, как ребенок впервые пытается быть «большим». Вновь ходунок преподал мне урок: помедли и наблюдай».