Что скрывается за обзыванием? Дело не в том, что ребенок употребляет какое-то обидное название, — чаше всего ребятишки не представляют себе, что обидного в произносимых ими словах. За обзыванием кроется безразличие к чувствам других. Воспитание же включает такую задачу, как пробуждение у ребенка чуткости. Подтолкните ребенка к тому, чтобы он понял, как чувствует себя человек, когда его обозвали. Первый шаг на пути исправления подобного нежелательного поведения — обращение к чувствам самого ребенка и пробуждение у него бережного отношения к чувствам других. И не забывайте, что издевательский тон — например, саркастически сказанная фраза «Ты мне нравишься», заставляющая человека почувствовать себя униженным, — может быть столь же ранящим даже если 9 месяцев ребенку отроду, и вы считаете что он ещё мало чего понимает. Вы можете прочитать об этом в блогах, или на любом портале для родителей.

Учите ребенка извиняться на своем примере. Даже взрослые порой могут погорячиться и обозвать ребенка. Иной раз мы ловим себя на том, что в раздражении кричим ему: «Щенок!» Если на ваших детей постоянно обрушивается поток грубых замечаний вроде: «Вы ленивцы! Вы глупцы!» — они привыкнут и решат, что это обычный для родителей способ давать выход чувствам. Обзывание унижает. И требует неотложного извинения — чтобы ребенок вновь почувствовал себя уверенно. Когда до наших ушей долетает произнесенное нами же слово «щенок», мы останавливаемся, обнимаем ребенка, приносим свои извинения и убеждаем его, что мы его любим. Потом мы говорим, что нам не нравится, когда он делает то, что он сделал, и продолжаем исправлять его поведение. Одна из ваших задач воспитателя, желающего, чтобы ребенок сохранял чувство собственного достоинства, — урезать порцию достающихся ему резкостей. «Глупость!», «Ты лентяй!» — обидные слова так и посыплются из вас, если вы не обуздаете себя. Отмечайте резкие замечания, как только ваше ухо ловит их («Но это же резкость!»). Если детям уже известно, что вы не потерпите грубости в доме, они отреагируют на ваше напоминание, им не потребуется нравоучение или обличительная тирада. Одна мама по имени объяснила своим детям, какой вред приносят грубые высказывания, особенно малышам: обзывая кого-то обидным словом, сказала она, мы раздражаем человека, и тогда он будет упорствовать в том поведении, из-за которого его обозвали. Она наставляла детей: «Вместо того чтобы кричать: «Дурак!» маленькому братику, опуститесь на корточки, посмотрите ему прямо в глаза и твердо скажите: «Глупо, что ты это сделал, но я знаю, что ты умный мальчик. А теперь помоги мне навести порядок». Таким способом вы не только пресечете возражения, на которые готов ребенок, но предложите модель действий, заменяющую обзывание; этот пример малыш подхватит и воспользуется им, играя со своими друзьями.

Для того чтобы пресечь грубости «на выходе» из ребячьих уст, последите за тем, что дети получают «на входе», то есть за тем, что долетает до их ушей. Некоторые слова, попадая в «запоминающее устройство» ребенка, остаются там навсегда. Несмотря на то что мы тщательно следим за телепередачами, которые смотрят наши дети, они каким-то образом познакомились с «Бивисом и Батхэдом» — одной из самых вредных, по нашему мнению, анимационных серий для детских голов, чудовищным очернением и оскорблением человеческого интеллекта. Следующие несколько недель мы постоянно слышали слово Батхэд («Умо-зад»), как будто это была социально приемлемая форма обращения. Мы были готовы наложить запрет на это слово, потому что телепрограмма вызвала у нас отвращение. Когда мы перестали излишне остро реагировать на это слово и осознали, что для наших детей, и подростков, и малышей, оно означало нечто вроде «тупица», «болван», слово уже не столь резало наш слух, и мы пропускали его мимо ушей (хотя по-прежнему запрещали смотреть эту телепрограмму). Наконец слово «Умозад» умерло своей естественной смертью, по крайней мере, исчезло из нашего дома, и его заменило новое, более любопытное для детей слово.

В прошлые времена одним из наказаний для обзывающихся детей было бы такое: заставлять их сто раз написать: «Я больше не скажу «Умозад». Мы против этого метода, потому что он еще больше закрепляет плохое слово в памяти ребенка. Лучшим способом будет заставить обзывающего ребенка письменно извиниться — без упоминания обидного слова.