С трехлетними детьми жить уже легче. У трехлетнего ребенка языковые навыки уже настолько усовершенствовались, что двустороннее речевое общение превращается в настоящий разговор. Теперь перед вами уже несколько остепенившаяся личность, потратившая целый год на «изучение» языка. Трехлетнего ребенка можно брать с собой, отправляясь за покупками, и вы уже не пожалеете о своем решении.

«Я постоянно твержу моему полуторагодовалому ребенку, что кошку нельзя тянуть за хвост». Знакомая ситуация? Матери только и делают, что повторяют свои наставления ходункам, но все зря. Многие ваши наставления не оседают в уме ребенка, но не потому что ребенок не хочет слушать вас, а потому что у большинства детей до двух лет еще не развита способность запоминать ваши прежние указания и обдумывать ваши слова. Вам действительно надо повторять и повторять одно и то же — это путь обучения маленького ребенка. Но однажды вы осознаете, что уже целую неделю не говорили ему про кошкин хвост! Между двумя и тремя годами у детей начинается этап интернализации, или усвоения того, что вы им говорите. Дети больше обращают внимания на ваши наставления и накапливают их в своем «блоке памяти» в качестве составной своей «операционной программы».  Это как написание книги на заказ , вы сами лепите своего будущего, идеального ребёнка. Каждый день, как новая страница. Если вы говорите «Никакой прогулки!» полуторагодовалому ребенку, он, возможно, будет вести себя так, будто никогда раньше не слышал этих слов. Если вы скажете то же трехлетнему ребенку, он, похоже, мысленно оценит сказанное и отметит про себя, что помнит значение ваших слов. Способность ребенка усваивать указания, принимать их в качестве своих ориентиров упрощает дело воспитания.

Трехлетний ребенок уже не столь эгоцентричен и сознает, что вокруг есть другие люди, такие же «важные», как и он сам. Эта развивающаяся чуткость может быть как полезной воспитателю, так может и усложнять его задачи. Там, где двухлеток отмечает чувства родителей, трехлетний ребенок окунается в поток чувств. В дневнике развития сына Андрея описан такой эпизод. Мама попросила трехлетнего сына собрать его деревянные кубики, это было ежедневным делом наших детей. Андрей увильнул, а потом стал хитростью вынуждать старшую сестру сделать это за него. Мама в тот момент была раздражена и поэтому раскричалась: почему же он огорчает ее своим непослушанием! Затем она поняла, что надо дать Андрею время подумать над своим поведением. Она сдерживалась несколько минут, а Андрей между тем энергично взялся за дело. Подбирая кубики, он обратился к Маме: «Ты еще любишь меня?» Мама заверила его в этом: «Даже когда ты плачешь, капризничаешь и не слушаешься, я люблю тебя». Андрей настаивал: «Любишь, да?» Мама ответила: «Да, люблю, но мне не нравится то, что ты не слушаешь меня и не помогаешь мне. А нравится, когда ты поступаешь правильно». Закончив с уборкой кубиков, Андрей подошел к Матери, обнял ее и произнес: «Мамочка, прости». Мама тоже обняла его и сказала: «А ты прости меня за то, что я накричала на тебя!» Минуту-другую спустя Андрей спросил: «Я не огорчаю тебя?» Вот какую глубину чувств могут обнаруживать дети в возрасте трех-четырех лет. Дети действительно стремятся доставить вам радость. Ваша жизнь с детьми станет намного легче, если вы будете предоставлять им возможность радовать вас.

Трехлетний ребенок уже более доволен собой. И начинает собой гордиться. Однажды вечером наш трехлетний Андрей объявил: «Это я один зажег елочку». Мы выразили свое восхищение дружным «Ах!». А он добавил: «Я же такой хороший!»