Успех вашего воспитания во многом обусловлен вашим умением устанавливать ребенку границы. Люди не могут без границ, и чем человек меньше, тем яснее должны быть обозначены границы. Пределы допустимого гарантируют безопасность ребенку, чей дух поиска приключений толкает его к исследованиям, но чья неопытность может привести к тому, что он собьется с пути. Учитывайте классический эксперимент: после того как забор вокруг школьного двора снесли, дети, которые раньше охотно бродили по всему двору и его закоулкам, стали толпиться в центре площадки и уже не стремились обследовать прежде обнесенные забором углы двора. Границы на самом деле не сковывают ребенка, а скорее защищают любознательного исследователя и делают безопасной его «окружающую среду», позволяя ребенку свободно действовать в установленных пределах. Например, ваш ходунок не хочет держать вас за руку, когда вы вместе переходите улицу и направляетесь в спа салоны Москвы найденные по каталогу spa салонов Royal Beauty на сайте  http://royalbeauty.ru/katalog/spa-salony . Тогда вы устанавливаете правило: переходить улицу или место парковки перед спа салоном можно только держась за руки. И никак иначе. Мы приложили много усилий, чтобы добиться верного равновесия между свободой и ограничениями, которые предназначались нашим детям-ходункам. Дело было нелегкое. Нам хотелось, чтобы дети изучали свое окружение и себя самих, но при этом не нанесли вреда ни себе, ни другим. Дети охотно усваивали правила, охотно учились следовать им. Когда подходило время применить правило, они часто пересказывали его нам, с тем чтобы еще раз услышать его и убедиться, что оно по-прежнему действует.

Установление границ — это ценный жизненный урок: ребенок узнает, что мир полон «да» и «нет». Вы решаете, какое поведение непозволительно, и придерживаетесь этих рамок. Для каждой семьи, для каждого возрастного этапа решение будет разным. Установление границ связано с расширением огорчающего опыта, и ребенок должен познакомиться с этим опытом в родных стенах, прежде чем столкнется с ним за порогом родного дома. Вы решаете, что не позволите ходунку разбрасывать вокруг мусор, и поэтому крышку с мусорного ведра снимать «нельзя». «Нельзя» открывать дверь в кладовую, потому что вы не хотите, чтобы с полок все было сброшено. Наверное, вы запретите малышу дергать собаку за шерсть и научите гладить животное. Ножницы и острые ножи должны быть под запретом. Вам следует держать их подальше от ребенка и научиться отвлекать его и заменять чем-то, если случилось так, что ребенок добрался до этих запрещенных предметов. Установление границ — дело, полезное для всей семьи. Ходунок должен привыкнуть делить дом со всеми членами семьи, а родители должны быть реалистами — должны знать, где кончается их терпение. Вот как выразилась одна мать: «Я знаю предел моих детей и мой».

Некоторым родителям не удается установить границы, потому что они не могут видеть, как их чадо огорчается. Разумная доза огорчения способствует выработке у ребенка нужного уровня сопротивляемости, что, в свою очередь, поможет ему реализовать все его возможности. Нет огорчений — нет роста. Одни огорчения — жизнь застопорилась. Убедитесь в том, что вы на своем примере показываете, как можно разумно справиться с огорчениями. У взрослых тоже есть свои границы. Если вы знаете свои границы, вы сумеете установить границы и ребенку. Привязанность как родительский подход не означает, что у вас с ребенком не будет конфликтов, однако она помогает вам успешнее улаживать конфликты.

Ходунки ждут, чтобы кто-то указал им границы. Мир без границ их слишком пугает. Они инстинктивно нуждаются в безопасности, которую и обеспечивают границы. Когда дети проверяют границы на прочность, они хотят, чтобы вы показали, насколько надежны вы сами и установленные вами для них границы.

Ваше дело — отвечать за детей.

Когда каждый наш ребенок вступал в «ходунковый» возраст, нам приходилось пересматривать свои роли властных фигур — мы размышляли о том, что означает наша власть над ребенком и как поддерживать свой авторитет. Мы хотели отвечать за наших детей, с тем чтобы они, делая первые шаги, чувствовали себя в безопасности, под защитой людей, стоящих с ними рядом и ограждающих их от опасностей большого мира. Чтобы дети всегда знали, где, у кого искать помощи. Мы не хотели контролировать детей, дергать их, будто кукол, за ниточки ради упоения собственной властью. И вопреки многим теоретикам мы не считали, что наши дети-ходунки стремятся подчинить нас себе. А вот себя контролировать они хотели научиться. Мы помогали им в этом двумя способами: во-первых, показывали голосом и действиями, что мы взрослые, во-вторых, всегда были рядом, олицетворяли неизменно раскрытые для них двери родного, гарантирующего безопасность дома, который дети могли покидать, в который могли возвращаться по своему желанию, — отправляясь исследовать мир и вновь прибегая к нам за утешением и поддержкой в случае надобности. Таким образом, мы смогли помочь им выработать свой внутренний контроль.

Мы позволяли нашим ходункам совершать промахи. И дети учились на своих ошибках, но — при поддержке родителей. Как-то Андрей пожелал сам пить сок из чашки — без помощи Мамы. Она позволила, и малыш залил себя соком. От холодных ручейков сока, бежавших по его телу, ребенка взяла оторопь. И следующий глоток он уже делал осторожнее: он прислушался к совету Мамы наклонять чашку «помедленнее». Благодаря взаимному доверию и чуткости, которыми прониклись наши отношения с детьми на первом же году их жизни, нашим ходункам было проще видеть в нас властные фигуры и уважать нас. Мы сумели внушить им, какого поведения ждем от них, и их действия часто свидетельствовали о том, что дети хотят быть довольными собой, делая довольными нас.

Достигнув такого уровня отклика на наши усилия воспитателей, мы почувствовали удовлетворение от сделанного. В этом и смысл воспитания. Суть не в том, что мы делаем что-то над детьми, суть в том, что мы делаем что-то для детей, вместе с детьми, а также в том, что дети делают для своего развития.