Фраза «Порвать с привычками» в определенном смысле обоснована биологически. Мозг развивающегося ребенка состоит из многих миль электроимпульсных связей. По мере роста и приобретения навыков ребенок устанавливает устойчивые связи между всеми этими нервными «проводами», хранящими ассоциативные паттерны (модели). Модели поведения, повторяющиеся вновь и вновь, становятся привычками, и эти привычные действия ребенок осуществляет не задумываясь. Для того чтобы ребенок порвал с какой-то привычкой, вы должны поставить преграду на нервном проводящем пути, хранящем информацию об этой привычке, разорвав связь между действием и порождающими его обстоятельствами. Важно пораньше заставить ребенка порвать с нежелательными привычками — прежде чем они станут его манерами или частью его личности, из-за чего он может получить какое-нибудь нелестное прозвище.

Но при этом, стоит сразу понять, а нужно ли отучать ребенка от некой привычки? Нужно ли вам вмешиваться? Может, просто усмехнуться, смириться, и пусть ребенок следует этой привычке? В конце концов, большинство привычек изживают сами себя, а если вы вмешаетесь, вы рискуете толкнуть ребенка из огня да в полымя. Для ребенка какая-то его привычка — возможно, способ расслабиться или мгновенно укрыться в своем собственном мире, спасаясь от постороннего давления и требований, нечто вроде мини-тайм-аута, шанс сделать что-то по своему. Вредные привычки могут быть незначительными или не специальными. Если ребёнок постоянно облокачивает свой велосипед на ваш новый фасад дома, то возможно он просто не знает  стоимость 1м2 вентилируемого фасада на который вы так отчаянно копили деньги. Попробуйте поговорить с ребёнком об этом, объясните ему важность фасада у вашего дома и что его нужно беречь.  Но если вы отнимете у ребенка безобидный инструмент снятия напряжения, его место может занять менее желательный. Но если привычка вредит ребенку (он сосет палец, а с пальцев может попасть в рот инфекция, или же зубы вырастут кривыми), если из-за привычки ребенка дразнят или он оказывается в изоляции, вам пора вмешаться.

Какие причины ведут к тому, что ребенок дергается, грызет ногти, накручивает на палец волосы, трясет головой, ковыряет в носу или скрежещет зубами? Ему скучно, он устал, разозлен, расстроен? Ведите дневник привычек и старайтесь, насколько это возможно, изменить окружающую ребенка среду, с тем чтобы устранить их причины. Если Дима начал подергивать плечами вскоре после того, как вы сменили детский сад, вам, вероятно, следует пересмотреть свой выбор. Если ваша шестилетняя дочь сосет палец, сидя перед телевизором после школы, вам, наверное, надо заменить телепередачи прогулками.