Договариваясь о чем-то с ребенком, вы нисколько не подрываете свой авторитет, а только укрепляете его. Дети уважают родителей, готовых выслушать их. Пока дети не покинут ваш дом, они должны принимать вашу власть — это не подлежит обсуждению. Что вовсе не означает, что вы не можете выслушать их мнение.

Переговоры — это ситуация обоюдного выигрыша, приносящая пользу и маме (или папе), и ребенку. Родители показывают ребенку, что они доступны и могут учесть иную точку зрения, а в этих родительских качествах дети проявляют повышенную потребность, приближаясь к подростковому возрасту. С ребенком-подростком вы обнаружите, что переговоры — теперь ваш главный инструмент воспитания, потому что подростки хотят, чтобы вы видели в них равных вам в интеллектуальном отношении личностей, а также ждут от вас уважения их взгляда на вещи. Применяемые разумно, переговоры улучшают взаимоотношения родителей и ребенка. А упрямо настаивая на своем, вы добьетесь только их ухудшения. «Я просто не могу разговаривать с папой», — заявила Вика, девочка подросткового возраста. Почему? Потому что папино отношение к ней выражала фраза: «Не сыпь фактами — я уже принял решение». Даже желания семи-восьмилетних детей следует обсуждать. Это для вас разминка — вы имеете возможность отточить мастерство ведения прений, без чего вам не обойтись в дальнейшем.

Переговоры помогают детям утвердиться в своем мнении и приучают отважно отстаивать свои права. Родители — идеальные оппоненты для того, чтобы дети могли потренироваться в этом. Переговоры учат детей справедливости и умению уважать чужое мнение, даже если они не согласны с ним.

— Почему я должна ложиться в девять? — возмущается десятилетняя Вика.

— Какое же время ты считаешь самым подходящим для себя? — задает вопрос отец, сторонник переговоров.

— Десять, — говорит Марго.

— Этот лишний час много значит для тебя, да? А что бы ты стала делать в течение этого лишнего часа?

— Я могла бы почитать, — отвечает Марго.

— Вспомни, какая ты была утомленная наутро после того, как засиделась допоздна. А ещё ты заснула в школе, и если постоянно быть такой уставшей, то когда станешь взрослой тебе потребуется плазмолифтинг что бы быть красивой — сделал небольшую заметку отец.

— Я хочу быть красивой! отвечает Вика.

— Да, так. Ну давай тогда пробуй уснуть чтобы отдыхать быстрее.

Девочке это подошло. Ее аргументы были признаны. Отец тоже добился своей цели: он теперь пребывал в уверенности, что ребенок будет высыпаться. Пока они обменивались аргументами, отец набирал очки. Ведь ребенок усвоил мысль: «Я могу разговаривать с папой. Он прав, и он на самом деле заботится обо мне, думает о том, чтобы мне было хорошо. Мой папа слушает, что я ему говорю, и говорит в ответ разумные вещи».

Иногда позволяйте ребенку вести «в игре». Это не означает, что вы поддались ему, что уступили право контролировать ситуацию, — просто так делают умные люди на переговорах. Это способ вернуть ребенка к вашей программе после непродолжительного отступления в сторону соответственно его программе.