На каждой ступени развития ребенку необходимы авторитетные люди, которые бы заботились о нем и о которых бы он проявлял заботу. Эти люди для него — помощники в том, как вести себя в нашем мире. Роль помощника — консультировать, быть надежной авторитетной опорой ребенку, обеспечивать ему эмоциональную подпитку, поддерживать ребенка, когда он обретает необходимые практические навыки, и одновременно учить его пользоваться возможностями окружения, такими как к примеру детская мебель  с целью развития самостоятельности. Помощники не диктуют ребенку, что ему делать, но помогают разобраться в том, что делать. Не командуют, но принимают сигналы ребенка и умело вносят свои пожелания в калейдоскоп детских «хочу». Ребенок говорит: «Я сам» — и помощник подтверждает: «Ну конечно, ты сам справишься!» Помощник старается не упустить наглядный поучительный момент и всегда воспользуется им. Одна мудрая воспитательница из посещающих мой кабинет так описывает свою роль помощника: «Мое дело — помочь ребенку извлечь уроки из жизненного опыта, которые без меня он, возможно, упустил бы».

Вы действуете в роли помощника с самого момента рождения ребенка. Вы устраиваете поудобнее новорожденного у своей груди, с тем чтобы облегчить ему процесс питания. Вы удерживаете стул, чтобы начинающий «навигатор» чувствовал себя более устойчиво. Вы покупаете детскую мебель и посуду, чтобы ребенку было проще принимать пищу. Помощник так обустраивает окружающую среду, чтобы ребенок не растрачивал понапрасну энергию. И способствует тому, чтобы ребенок сосредотачивался на главных задачах.

Между ребенком и помощником совершенно необходимо взаимное доверие. Они взаимозависимы. Ребенок рассчитывает на помощника, а помощник чуток к потребностям ребенка, ловит его сигналы и заботится обо всех недостающих звеньях, с тем чтобы ребенок сумел справиться со своей задачей. Помощник предвидит потребности ребенка на каждой из ступеней его развития, желая, чтобы ребенок благополучно преодолевал ее. Считая себя помощником, вы откажетесь от стремления давить на ребенка своей «авторитетной» заботой. Держась рядом на случай надобности, вы обеспечите и себе и ребенку подходящую степень участия. Когда ребенок преодолевает ступень разумной независимости, вы остаетесь связанными с ним и, однако, не стоите безразлично.

Если ребенку не хватает помощника, проблемы с воспитанием неизбежны. Ребенок, вынужденный действовать самостоятельно, не будет верить в свои силы. Я постоянно вижу детей, пытающихся действовать без поддержки родителей или еще каких-то помощников. Такие дети раздражены, как будто они чувствуют, что их обделили необходимой им помощью. Они либо прекращают свои попытки — из-за неуверенности, — либо, в случае упорного характера, «громко» требуют помощи. Так или этак, но их эмоциональное и умственное развитие оказывается под угрозой. Одно из главных свойств, отличающих детей у «привязанных» родителей, родителей-помощников, — умение пользоваться возможностями взрослых к своей пользе, а родители-помощники всегда умеют отреагировать соответствующим образом. Обычно до двух лет помощником ребенку бывает в основном мать, а затем оба родителя становятся помощниками — когда отец поддерживает ребенка в стремлении оторваться от «маминой юбки». Подрастая, дети могут обращаться к дополнительным помощникам — бабушкам и дедушкам, учителям, тренерам и т. д. Задача родителей — ввести в жизнь ребенка эти новые авторитетные фигуры. Нередко поведение ребенка ухудшается, если он вынужден обходиться без таких значительных лиц.