«Я вовремя обернулась и увидела, как наш трехлетний ребенок ударил игрушкой по голове нашего маленького», — рассказывала потрясенная мать.

Нанесение ударов младенцу — поведение, требующее немедленного вмешательства; безопасность младенца важнее всякой психологии! Произнесите фразу, которая в вашем доме означает категорический запрет делать что-либо подобное. Пресеките это поведение всеми возможными способами: тайм-аут для ребенка, тайм-аут для использованной игрушки. Сдержите побуждение ударить ребенка, однако вы должны строго обойтись с ним. Объясните ему, что младенцы очень хрупки, скажите, что он разозлился, вы не допустите, чтобы он бил маленького. Помогите ребенку попросить прощение, когда он будет готов к этому: «Погладь маленького по головке, ласково погладь и скажи ему, что ты жалеешь, что ударил его».

Теперь, когда чувства ребенка обнаружены, вы можете называть вещи своими именами; ребенок ждет, что вы поймете происходящее с ним. Выскажитесь за ребенка: «Тебе тяжело, потому что мама так много времени проводит с маленьким». Потом покажите ребенку, как можно сорвать зло на каком-нибудь мягком неодушевленном предмете — например, поколотить подушку, которой не больно. Покажите также ребенку, как приласкать маленького. Пусть ребенок нежно гладит младенца и приговаривает: «Ты хороший, хороший». Завершите этот урок, требующий заучивания наизусть, тройственным объятием — вы, ребенок, младенец. Убедитесь в том, что ребенок понял: он никогда не должен повторять подобного.

Попросите ребенка признаваться вам, когда он рассержен. Если старший ребенок еще очень мал (не достиг двух лет), ожидать, что он сможет владеть собой, испытывая при этом раздражение из-за младенца, — значит ожидать слишком многого. Это еще одна разумная причина носить младенца на руках или в шарфе-слинге как можно больше: старший ребенок будет видеть, что вы по-прежнему рядом с ним, а младший будет оставаться в безопасности. Не оставляйте агрессивного ходунка наедине с младенцем. Ребенок не сумеет справиться с самим собой без вашей помощи.

Иногда старшие дети стремятся уподобиться младенцам: требуют кормить их из бутылочки или грудью. Пусть ребенок попробует — это самый простой способ излечить его от подобного желания. Витю отлучили от груди в год и пять. Ему было почти три, когда родилась Вика. В первый же день он внимательно наблюдал за тем, как мама кормила грудью младенца, а потом попросил покормить грудью и его. Он встал возле кресла-качалки, припал к груди мамы и втянул молоко раз-другой — очень неумело и с недоумением: что тут такого? Но, чтобы не сдавать позиций, он тут же потребовал две бутылочки с молочной смесью — поскольку в распоряжении Вики было две материнских груди. Мы были вынуждены пойти и купить две бутылочки. Он носил с собой свои две бутылочки неделю-другую, а потом потерял к ним всякий интерес. Мама не стыдила мальчика и тем самым помогла ему преодолеть мысли и эмоции типа: «Мне совсем не нравится этот ребеночек!»

Часто дети в семье прекрасно находят общий язык, пока младенец не подрастет, когда он начинает ползать. Отныне же старший ребенок уже не чувствует себя в безопасности: выстраиваемые им башни из кубиков он видит разрушенными, свои любимые игрушки — искусанными, играть теперь мешают. Полезно заранее предупредить старшего ребенка о подобном развитии событий. Подчеркните, что этот этап неминуем, и объясните, почему маленькие дети ведут себя подобным образом (они познают, изучают мир, и они слишком малы, чтобы понимать, что надо обращаться со всем вокруг бережно); пусть старший ребенок не обижается на действия младшего. Учите старшего ребенка терпимости, прививайте ему способность обдумывать свои действия. Приведите себя в пример, что вы разрешаете малышу пользоваться и играться с маминой косметикой. Хоть сама косметика и не дорогая и  самые низкие цены косметики всем известны, но малышу безумно интересно проводить с ней время. Старший же может играть, сидя за столом, куда малыш не дотянется; может строить башни из кубиков специально для малыша — чтобы доставить тому удовольствие, ведь старший теперь знает, как весело младшему опрокидывать постройки. Внушите старшему, что младший, в конце концов, становится все забавнее.